Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

В помощь молодому учителю

Дата: 14 февраля 2015 в 10:08, Обновлено 26 августа 2024 в 11:55
Автор: Сетко А. В.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. 

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

10.Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

11. Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

Самоанализ урока

1. На основании чего были поставлены цели и определен тип учебного занятия?

2. В чем проявлялась на учебном занятии авторская педагогическая идея?

3. Как учитывались психолого-педагогические особенности класса при реализации запланированного учебного занятия?

4. Насколько реализовано содержание учебного занятия? Удалось ли предвидеть возможные варианты изменения содержания на учебном занятии?

5. В каких ситуациях пришлось изменить запланированные методы и формы преподавания и почему?

6. Как осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход?

7. Насколько отобранные средства способствовали эффективности учебного занятия? Были ли использованы дополнительные, не запланированные заранее средства?

8. Насколько адекватно Вам удалось оценить результаты деятельности учащихся на учебном занятии?

9. Как Вы оцениваете степень достижения целей (решения задач) учебного занятия?

10. Как Вам удалось использовать непредвиденные ситуации для повышения эффективности обучения?

11. Какие ситуации, на Ваш взгляд, не получили должного решения?

12. Какие выводы для совершенствования дальнейшей педагогической деятельности возможно сделать на основе проведенного учебного занятия?

Памятка молодому учителю при подготовке к уроку

1.    Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.

2.    Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3.    Изучите методические пособия к проведению урока.

4.    Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы  с задачами урока.

5.    Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6.    Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.

7.    Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.

8.    В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.

9.    Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков  должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

12. Постарайтесь  "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.

13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.

Методические рекомендации молодому учителю

1.     Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.

2.     Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.

3.     Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.

4.     Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по другому. Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.

5.     Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.

6.     Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.

7.     Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.

8.     Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.

9.     Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.

10.   Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)

11.   Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.